Ozon начал торговать продуктами

Интернет-торговец Ozon решил заняться продажами продуктов. В прошлом году компания запустила продажи чая и кофе, планировав на этом
остановиться, объяснили в ритейлере «Известиям». Тогда ориентиром были
компании, которые закупали бы эти товары для сотрудников в офис.

— Но после старта продаж мы увидели, что этими товарами активно интересуются обычные потребители, и решили расширить линейку
продуктовых товаров для них, — уточнила пресс-секретарь Ozon Мария Назамутдинова.

Уже ко II кварталу 2016 года категория продуктов питания была представлена снеками, детским питанием, маслами и бакалеей: макаронные
изделия, крупы, сахар и т.д. Сейчас у ритейлера 5 тыс. наименований товаров, каждую неделю Ozon добавляет по 600 новых видов продуктов.
Продажи продуктов питания категории fresh (мясо, молоко, овощи и фрукты) интернет-торговец пока не рассматривает, хотя готов продавать
алкогольную продукцию, если это будет позволено законодательно.

По итогам I квартала 2016 года процент продуктов питания в выручке — 1,1%. Средний чек при покупке этой категории — 800 рублей, тогда как в
других — 2,5 тыс. рублей.

Мария Назамутдинова говорит, что продукты питания, как правило, заказывают с товарами других категорий — косметикой, одеждой и книгами,
что не характерно для другой продукции.

— Обычные товары чаще всего сочетаются с 1–2 категориями в рамках одного заказа, а не со многими. Например, детские товары — с детской
литературой, товары для дома — с бытовой техникой, зоотовары — с
косметикой и пр., при этом книги монозаказные в 56% случаев, — уточняют
в компании.

Напомним, что ранее Ozon специализировался на продажах книг, а позднее расширил линейку товаров. Тройка ведущих категорий в продажах —
книги (28%), электроника (26%) и товары для детей и мам (14%). Сегодня
Ozon — лидер по количеству покупок в России (доля на рынке 32%), на
втором месте — «Эльдорадо» (11%), на третьем — «Юлмарт» (9%).

Как выяснили «Известия», продажи продуктов питания в интернете являются одними из самых непопулярных. Так, по итогам 2015 года, по
данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), на них приходится
лишь около 2% от всего объема онлайн-продаж — 760 млрд рублей (+7% год
к году). Например, продажи категорий одежды и бытовой техники
составляют более 30% каждая. Компаний на этом рынке немного — «Утконос»,
«Седьмой континент», «Окей» и «Азбука вкуса».

Из года в год ритейлеры говорят о том, что стоимость логистических процессов сводит на нет прибыльность этой торговли. Тем не менее
ведущие ритейлеры страны — X5 retail group и «Магнит» — ранее заявляли,
что рассматривают возможность полноценного запуска подобных
онлайн-продаж.

Исполнительный директор АКИТ Артем Соколов уверен, что этот сегмент не развивается из-за огромного числа ограничений, которые регулируют
торговлю продовольственными товарами в интернете.

— Зачастую эти требования излишни и не подходят для дистанционной торговли, — уточняет он.

Ассоциация проанализировала российское и наднациональное законодательства в рамках ЕАЭС в этой области и выявила ряд правовых
коллизий и несоответствий. Например, технический регламент Таможенного
союза о пищевой продукции допускает совместную перевозку пищевых
продуктов и непищевых, если при этом исключен их контакт. А санитарные
правила по срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов
содержат строгий запрет на их совместную перевозку. Или: техрегламент
не предусматривает специализированный транспорт для перевозки
продуктов, тогда как СанПиН требует подобный транспорт и паспорт на
него.


— Это только несколько примеров, в реальности таких противоречий намного больше, — уточняет Артем Соколов.

В Ozon говорят, что в силу существующей в России иерархии нормативно-правовых актов приоритет имеют нормы технических регламентов
ЕАЭС как наднационального регулирования.


— А существующие санитарные нормы необходимо пересмотреть, — добавляют в Ozon.

Кризис также снижает привлекательность продаж продуктов в интернете. Например, в прошлом году онлайн-оборот «Седьмого континента» снизился
на 5%, по данным самой компании.


— Анализ продаж показал, что покупатели стали более чувствительны к ценам, хотя значение среднего чека осталось на том же уровне, — сказал
гендиректор сети Александр Агеенков. Он уточнил, что отток покупателей
происходит при отсутствии выгодных предложений.

В «Утконосе», «Азбуке вкуса», «Окей» и «Магните» по вопросам объемов продаж и перспектив развития данного сегмента бизнеса
комментариев не предоставили.


http://izvestia.ru